Полезное

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Наш опрос

Кто ты?
Всего ответов: 582

Статистика







Баннеры

Реклама

Gothic City

Архитектура

Готика была первым по-настоящему самобытным архитектурным стилем, родившимся в Северной Европе. Более 300 лет вздымающиеся ввысь, пронизанные светом соборы и церкви являлись олицетворением смирения и гордыни средневековых христиан.

 

Романский стиль, господствовавший в архитектуре раннего средневековья, впечатлял, прежде всего, приземистой массивностью форм. Толстые стены, объемистые колонны и мощные контрфорсы не оставляли места свету, что делало соборы и церкви мрачными и строгими сооружениями, повергавшими в благоговейный трепет. Затем, в середине XII века, во Франции возник совершенно иной тип церковных сооружений. Притом, что их шпили, казалось, касались небес, конструктивно новые церкви были значительно изящнее и легче. Внутри здания воображение поражали высота и обилие света.

Новый стиль был впервые воплощен во Франции при строительстве главной церкви аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Здание построили в 1140-44 гг. по заказу аббата, но неизвестно, принадлежала ли идея ему или безымянному мастеру каменщиков. Так или иначе, аббат остался доволен результатом - в особенности чудесным потоком света, свободно льющимся из окон.

Новый стиль прижился, и в течение 20 лет сооружение готических соборов началось в Сансе, Нуайоне и Лане неподалеку от Парижа, а также в самом Париже, где в 1163 году был заложен знаменитый Нотр-Дам. Шпили устремлялись все выше в небо, и в XIII в. готический стиль вошел в свою зрелую фазу, по праву названную высокой готикой и наиболее ярко воплотившуюся в великолепных соборах Шартра, Реймса и Амьена.


Новые технологии

С технической точки зрения, готика была просто системой, позволяющей использовать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений.

Это стало возможно благодаря таким относительно новым приемам, как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбы (контрфорсы) со связующими косыми арками (аркбутанами). Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более устойчивой и гибкой, поскольку ее высота, в отличие от круговых арок, перекрывавших заданное пространство, могла регулироваться в зависимости от угла подъема.

 

Решающим для развития готики было открытие, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если именно в этих местах их поддержать, другим элементам постройки не обязательно быть несущими. В результате оставалось много открытого пространства. Функция сводов (каменных потолков и крыш) изменилась, поскольку нагрузку принимали теперь на себя их ребра (нервюры), диагонально перекрещивающиеся в вышине. Это позволяло заполнять пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой. Нисходящая нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры, расположенные с равным интервалом, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей.


Арочный контрфорс

 

Еще одним достижением готической архитектуры был арочный контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном расстоянии и соединялись с ней лишь узкими изогнутыми арками, чего, однако, было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. И, что было очень важно, это позволяло главному нефу - центральной части церкви -возвышаться над боковыми приделами храма, причем верхний ряд окон, освещающих хоры, ничем не заслонялся.


Скелет из камня

 

Общим результатом применения этих приемов стало то, что массивные церковные строения приобрели вид легких скелетообразных каркасов. Вряд ли подобное описание передает художественное мастерство и чувство прекрасного, продемонстрированное строителями при решении технических задач. Ряды контрфорсных арок, например, завершались остроконечными башенками, что усиливало устремленность в небо и стало одной из наиболее запоминающихся черт, присущих готическим зданиям.

.

Пространство между "костями" каркаса могло быть застеклено или заполнено скульптурами. Каменная часть верхней плоскости окон следовала общей тенденции готики, становясь все более облегченной и паутиноподобной. Ажурная каменная работа - еще одна характерная черта готического стиля - со временем приобрела вид замысловатых орнаментов; нервюры на сводах также соединялись во все более прихотливом плетении. I Готический период дал толчок и расцвету скульптуры: высвободившееся пространство соборов предоставляло неограниченные возможности для развития более реалистичного искусства, и отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили господствовавшие прежде рельефные композиции, фигуры которых как бы проступали из стены.

Готический стиль распространился из Франции в Англию и Германию, где стал доминирующим. Южнее, где значительно отличались и традиции, и климат, он оказал меньшее влияние, хотя Миланский собор и является образцом итальянской готики.

 
В Англии среди многих шедевров готической архитектуры можно назвать Уэльский, Линкольнский и Солсберийский соборы, Йоркский кафедральный собор,  Вестминстерское аббатство и церковь I Св. Георга, а также Виндзорский замок. На смену довольно невзрачной "раннеанглийской" фазе (ок. 1180-1280) пришел период "украшенного" стиля (ок. 1280-1360), отмеченного появлением многих сугубо национальных черт. Но в целом богатый декор был больше свойствен континентальной Европе, где не было аналогий английскому "перпендикулярному" стилю (ок. 1360-1550) с его подчеркнуто I прямыми линиями и упрощенными повторяющимися мотивами. Простота этого стиля делала его приемлемым не только для соборов, но и для приходских церквей, которых по всей стране было выстроено великое множество, пока в XVI веке, с расцветом Ренессанса и началом Реформации, готическая эпоха не подошла к концу как в Англии, так и в остальной Европе.
  
 
 
Западная Европа V-XIV вв. Готическая архитектура.
 
Со второй половины XII-XIII вв. западноевропейская архитектура достигает особенно высокого развития, что связано с быстрым развитием в городах ремесел и торговли. В отличие от романского периода, когда центром строительства были монастыри, город все более становится средоточием экономической, политической и культурной деятельности. В городах ведутся широкие строительные работы, возводятся монументальные здания и сооружения, вырастают кварталы ремесленников и торговцев.
Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей, становится уделом профессиональных строителей, скульпторов и художников-горожан, объединенных в цеховые организации. Растет профессиональная квалификация мастеров, резко повышается уровень строительной техники. Развивая достижения романского периода, строители ищут более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого в период средневековья были сопряжены с большими трудностями.

Как и ранее, ведущая роль в строительстве остается за архитектурными школами Франции. Однако центр тяжести нового строительства перемещается в наиболее развивающиеся тогда северные районы страны - Иль-де-Франс, Пикардию и Шампань с главными городами - Парижем, Амьеном, Реймсом. Здесь зарождается и зреет новое стилевое направление в архитектуре, получившее позднее название готического. Это название сложилось в период Возрождения с оттенком порицания, так как итальянские мастера XV-XVI вв. принципиально отвергли этот стиль, опираясь на античное наследие.

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространилась в другие страны Европы, приобретая в каждой из них национальные особенности.

В период готики получают развитие различные типы городских зданий, строительство которых связано с развитием торговли, ремесел, городского управления (ратуши, здания купеческих гильдий, дворцы городской знати, больницы и др.). Ведущее значение в архитектуре получают городские соборы - культовые и общественные центры городов. Универсальное назначение соборов и их общественная роль в жизни городов сказываются на характере архитектуры; в их образах наряду с чертами, идущими от религиозной мистики, все более отражаются гражданские чувства горожан с возросшей жаждой познания окружающего мира, осознанием рациональных основ человеческой деятельности.