Полезное

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Наш опрос

Кто ты?
Всего ответов: 582

Статистика







Баннеры

Реклама

Gothic City

Направления в музыке

GOTHIC MOVEMENT На дворе самый конец 70-х или начало 80-х (это как вам угодно), улицы Великобритании кишат обманутыми панками, чьи мечтания о Великой панк-революции были быстро развеяны коммерциализацией всего этого чудо движения. Вот так, в один прекрасный момент все взяло и рухнуло к чертям собачьим. Никто не предполагал, что все кончится через какие-то три года (по странному стечению обстоятельств, именно столько времени потребовалось на то, чтобы создать во всей красе имидж «цветка в помойной куче», и это реальная почва для появления пессимистических настроений). Но обратной дороги не было, ибо за этот короткий срок общество привыкло смотреть на субъектов этой культуры как на врагов. В этот самый момент на базе вышеупомянутого ирокезоголового безобразия появляется indie-сцена, одним из первых продуктов которого и стала gothic-сцена. В появлении термина gothic в музыкальном обращении повинны ошалевшие журналисты британской музыкальной индустрии. Хочешь хорошо продавать - делай красивую этикетку. Особенно на поприще популяризации этой наклейки отличились издания New Musical Express и Sounds, которые использовали новое название для описания разновидности музыки. Однако нашлись и те, для кого такая музыка стала основой образа их жизни. Жизненный опыт и подозрительные интересы этих личностей таинственным образом слились в единое целое, и миру явилось нечто, названное
GOTHIC. New Musical Express и Sounds, предположительно, подрезали вышеупомянутый термин у Siouxsie Sioux, который, та в свою очередь, использовала для обозначения своего саунда. Но чуть раньше это название употребил Anthony Wilson (в дальнейшем директор известного манчестерского инди-лэйбла Factory) применительно к Joy Division (кстати, являясь их менеджером по совместительству). Так в 1978 году во время одного из телеэфиров ВВС он раздумывал над тем, с помощью какого термина противопоставить музыку своих подопечных существующему поп-мэйнстриму. Думал, думал, и в какой то момент на него снизошло озарение (наверное, вы знаете как это бывает) и Joy Division были названы gothic-группой. Наверное, Joy Division не совсем то, что мы сейчас привыкли называть Goth, но вполне возможно, что именно они ближе всего находятся к истокам этого направления. После появления сингла «Bela Lugosi's Dead» Bauhaus, в 1979 году от поп-журналистов просто не было отбоя, и они лепили термин Gothic на большинство групп ранних 80-х, или для обозначения групп с грубым сырым звуком, подобным ранним Siouxsie & The Banshees (и такие оценки , отнюдь, не были показателем качества этих музыкантов). В большинстве своем, их интерес не уходил дальше внешности исполнителей. The (Southern Death) Cult были первыми в числе тех групп, кто носил много черного, серебра, жгучие черные волосы, как у Banshees, и make-up - короче то, что до сих пор продолжает считаться «униформой» готов. Чуть позже это же название получают Sisters Of Mercy. А когда Wayne Hussey ушел из Sisters Of Mercy и создал The Mission, он тоже взял себе название этого же стиля, несмотря на то, что играли другую музыку. В конце концов, Fields Of The Nephilim сознательно (возможно) назвали свой стиль gothic, хотя выглядели и звучали по-другому. Окончательная база для готик Сцены была создана в 90-х годах системой гот клубов.( самым известным из которых по прежнему остается английский «Batcave», появившийся в 80-х).Огромная масса параллелей проводится между современной готик-сценой и декадентской эстетикой арт-направлений XIX века. Появление этих явлений обусловлено кризисом конца эпох. Сравните деятельность Прерафаэлитов, Парнасцев и, скажем, появление первых готик-групп - все это период 80-90-х конца каждого столетия. Движение символистов и эстетов как протест против классицизма и противопоставления своего творчества поэтам-викторианцам. Готик-волна - что-то вроде ответногоудара по радостному мэйнстриму и рутине конца 70-х и противопоставление панку. И лирика движения XIX века, и лирика движения XX века питает свои корни в романтизме. Совсем не удивительно, что поэтика многих готик коллективов тождественна своим столетним предшественникам. Музыка Joy Division, Sisters и Bauhaus была наполнена яростью и подчас даже ненавистью; и не всегда эта ненависть и энергия была обращена во внутрь себя. Музыка, как правило, часто сопровождалась интроспективными текстами. Многие из новых последователей гот-культуры также любили вдаваться в самоанализ. Тексты многих из них изобиловали символами, и их авторы полагали, что слушателям необходимо испытать галлюцинации значений от их восприятия. И абсолютно не удивительно, что работы Ш. Бодлера, Готье или того же Суинберна возродились в новом качестве. Своеобразные модификации одного и того же типа мышления. Кого-то термин gothic сбил с толку, они стали полагать, что он каким-то образом связан с возрождением Викторианской Готики и готическими ужасами. А так как их оказалось достаточное количество, это произошло на самом деле. Одна из тех причин, по которым готик-сцену стали путать с метал-сценой. Первое поколение достаточно ревниво относилось к своей субкультуре, оно негодовало по поводу того, что второе и третье поколения готов считали тенденции современной готик-сцены именно тем, что и называется GOTH. Для «новых» это значит носить одежду чернее черного с множеством серебра, и быть бледными как смерть. Но, так же как и их старшие собратья, они избегают грубой коммерциализации и мэйнсфима - в первую очередь gothic-сцена это indie-движение.

PROTO-GOTHICН Открытие, что трамплином для gothic-направления стали некоторые работы английских панк-групп, начинавших свою музыкальную карьеру в середине 70-х. В то время сам панк находился в агонических конвульсиях, и даже культовые, к тому времени, панк-группы производили уже не punk rock, а то, что сейчас принято называть post punk. Так что эксперименты с новым звучанием можно, в каком то смысле, трактовать как отчаянные попытки выхода из кризиса. Если учесть музыкальные стандарты, gothic rock по сути и есть post punk, чей фундамент был заложен в самом конце 70-х. Здесь опять же можно упомянуть поэтов викторианцев XIX века, находившихся в кризисе, и кризис панк-движения (тоже конец века, конец десятилетия). Такие группы как Adam & The Ants, The Damned, The Siouxsie & The Banshees, U.K. Decay и Joy Division благодаря своему необычному саунду вышли из категории типичных панк-исполнителей.и определили стандарты звучания для будущих gothic-бэндов, как минимум, на ближайшие 5 лет. Их гитарный саунд имел уже не такой примитивный дисторшновый звук. Большое значение уделялось работе над саундом, именно в этот период появился фирменный готический упор на ритм-секцию с хорошо акцентированным басом (The Siouxsie & The Banshees, Joy Division). Здесь же были приобретены и типичные глухие барабанные «рисунки», то что называется «в том-бас», очень напоминающие игру шаманов на своих ритуальных тамтамах. Adam & The Ants, U.K. Decay во многом предопределили как будут звучать ударные у будущих готов. Не упомянуть о лирике вышеупомянутых коллективов было бы несправедливо. Их тексты имели ярко выраженный декадентский, депрессивный и мрачный характер. К примеру, вокалист The Stranglers, Hugh Cornwell совместно с Robert'OM Williams'OM в тот период записали альбом «Nosferatu» - саундтрэк к так и не вышедшему фильму. И кстати, о вампирах - в каком то смысле на тот момент был сформирован и имидж будущих готов - вампирский стиль The Damned. Работы этих групп, частично реализованные уже после вышедшего сингла Bauhaus, так или иначе, попадают под характеристику

GOTH.MISCELLANEOUS GOTHIC (GOTHIC ROCK- первая и вторая волна)Gothic как направление формировался на протяжении всего десятилетия 80-х. Обычно это время условно принято делить на два отрезка - первая волна и вторая. Два отрезка, в каждый период которого (80-85 и 86-89 соответственно) формировалось звучание gothic rock коллективов, звучавших абсолютно отлично друг от друга.

ORIGINAL GOTHIC ROCK / BATCAVE GOTHIC / DEATH ROCK(First Wave) Официальный отсчет истории готик-рока начался, как это принято считать «экспертами», с выхода сингла Bauhaus «Bela Lugosi's Dead», реализованного на 4AD Records в 1979 году. Как правило, все группы того периода имели пост-панковое звучание с ярко выраженным акцентом на ритм-секцию, своеобразный фундамент на котором строился весь саунд готик-рока. На протяжении первой половины 80-х саунд готик-групп первой волны формировали лэйблы Beggars Banquet и 4AD, активно внедрявшие на авансцену мрачный атмосферный звук. Целый ряд коллективов - подопечных этих студий (Bauhaus, The (Southern Death) Cult, Gene Loves Jesebel, Cocteau Twins (ранние), X-Mal Deutschland) - стал своеобразным шаблоном для будущих представителей готик-сцены. Это было know-how, взятое на вооружение у поколения прото-готик. По сему абсолютно не удивительно, что в прессе или каталогах рекордс-фирм первые готические коллективы обозначены как пост-панк. Но в данном случае речь идет не о пост-панках, а о первых готах, у которых появились те характерные признаки, по которым мы и сейчас судим об этой сцене. Как и оригинальный термин «готик», направление «готик» в музыке изначально проявило себя своеобразным синонимом слова эклектика, как синтез различных музыкальных направлений. Имидж и театральные костюмы характерные для глэм-рока. Звук, который вобрал в себя эффекты психоделической волны, отточенность техно-рока, торжественность и энергию панка. Как описать звучание групп того периода? Описывать размер или используемые примочки? По меньшей мере, это было бы нелепо. Хотя справедливо было бы упомянуть, что звук в целом приобрел атмосферность (Bauhaus, Siouxsie & The Banshees, Gene Loves Jesebel). Гитарный саунд стал более жестким и техничным, но от панка остался упор на гитарные риффы (Play Dead, Red Lorry Yellow Lorry). Бас-гитара почти везде доминирующий инструмент, который хорошо прослушивается и создает ощущение той самойфундаментальности, благодаря которой и был создан рафинированный готик-саунд Joy Division иногда звучали как типичнейший goth, несмотря на то, что это не совсем подходит под определение того, что мы сейчас называют готик-роком). У групп того периода проявились и типичные ударные фишки, отчасти заимствованные у Adam & The Ants и U.K. Decay. Особый упор на глухой барабанный звук отчетливо проявился у Sex Gang Children, The (Southern Death) Cult, в какой то мере и у X-Mal Deutschland. В этот период начинают использовать drum-машины вместо живых ударных (Sisters Of Mercy, The March Violets, Red Lorry Yellow Lorry), что в начале 90-х будет активно использоваться превалирующим большинством готик-коллективов нового поколения, это своеобразная визитка для готик-рока. Сегодня к относительно первого поколения gothic рок сцены крайне часто можно услышать два названия Batcave Gothic и Death-Rock. Сюда можно отнести Christian Death и Specimen. Название Death Rock появилось у американцев Christian Death, которые применили этот термин относительно своих произведений. Ранний саунд Christian Death отличался сырым и примитивным, смазанным обработками, гитарным звучанием - некая середина между гитарным метал подчерком и грязным, небрежным исполнением характерным для punk rock'a 70-х. Типичными представителями Batcave Gothic достаточно часто называли Specimen, тех, кто по своей манере игры и звуку нисколько не утратили актуальности сегодня. Ныне название Batcave Gothic можно услышать применительно ко всей первой волне gothic rock'a. Само название было заимствовано у английского клуба Batcavc, где в начале 80-х умудрились выступить чуть ли не все известные gothic-группы этого периода, в последствии успешно закрепившие за собой статус классиков gothic направления. В западной альтернативной музыкальной прессе термином Batcave Gothic характеризуют тех исполнителей, которые у нас именуют сомнительным лэйблом - dark punk.

GOTHIC ROCK Second WaveОбъединяющим звеном между первым и вторым поколениями готик-сцены была мрачная, романтичная поэтика, характерная для всех представителей этого стиля, ставшая в дальнейшем неотъемлемой частью и для других жанров goth-сцены. Хотя для коллективов второй волны проявилось и еще одно направление - у появившихся в середине 80-х Fields Of The Nephilim ярко выделялась horror-эстетика перекликавшаяся с литературными произведениями Н.Р. Lovecraft'a. Fields Of The Nephilim заслужили открытую неприязнь готов «первого» поколения, удивлявшихся почему эти горе-музыканты обозначены как GOTH. Тем не менее, Me Coy & Co доказали свое право на этот лэйбл своей оригинальностью и талантом. Сегодня их музыка является одним из эталонов готик-рока. Музыка «второй волны» стала результатом существенных изменений оригинального gothic. Во-первых, коренным образом изменяется гитарный саунд. На первый план выходят не жесткие гитарные риффы, а так называемый пассажный подчерк (The Mission, Fields Of The Nephilim) - это непременно чистый атмосферный (или акустический) гитарный звук на фоне жестких риффов. Акустическая гитара плотно окапывается в gothic-саунде середины 80-х. Можно сказать, что звук стал более прозрачным (опять же став, неким шаблоном на будущие десять лет для этого стиля), получив глубину и эту самую прозрачность благодаря использованию новой аппаратуры. Однако, в саунде групп и «первой», и «второй» волн по-прежнему остался ярко выраженный бас. Во-вторых, упоминая состояние ритм-секции, стоит добавить, что сократилось использование вышеупомянутого глухого ударного саунда, характерного для первых гот-групп. Звучание ударных стало чище, заметно ускорился ритм. Многие коллективы активно начинают использовать женский бэк-вокал. Отдельно стоит отметить All About Eve - как первую ярко выраженную female gothic группу, с отличительным саундом, отпечатавшимся на многих современных готик-проектах.

NEW GOTH Gothic rock формировался в течение целого десятилетия. И большинство современных групп выросло на том наследии, которое создавалось в течении предыдущих десяти лет. Увы, но создать что-то принципиально новое, отличное от того, что было сделано их предшественниками, удалось не многим. Это или группы а'ля Sisters, или Fields, или делающие свою музыку в формате ранних готик-групп, но с современным звуком. Так или иначе, это музыка, базирующаяся на классическом раннем готик-роке. Несмотря на это, существует несколько групп, которым удалось, взяв на вооружение наследие предков, привнести в готик свой шарм, талант и уникальность. Группы 90-х звучат объемней и жестче. Безусловно, здесь сказалось пресловутое торжество НТП, пополнившее арсенал сегодняшних групп новейшей аппаратурой, что не могло не отразиться на их звучании и, пожалуй, количестве тоже. Настоящими новаторами современного гот-стиля стали те, кому удачно удалось объединить уже существующий готик и современные музыкальные стили 90-х (такие как industrial, wall of sound, synth-pop). Одним из таких ярких примеров могли бы быть англичане Rosetta Stone - общепризнанные новаторы современной готик-сцены. Безусловно, они взяли что-то от Sisters и Mission, но в то же время нашли свой полуэлектронный звук (в дальнейшем и вовсе сменили его на индустриальный) и достаточно сильно увеличили темп. Высокая скорость - один из основных признаков, характерных для новых готик-коллективов. Некоторые группы постоянно экспериментируют со своим саундом в попытках нащупать что-то свое. Как пример можно привести Sunshine Blind, чей шумовой саунд порой можно сравнить с Jesus & Mary Chain или My Bloody Valentine. Огромная часть английских групп используют драм-машины, которые условно за это получили у нас лэйбл BRIT GOTH (Die Laughing, Nosferatu, Children On Stun, Vendemmian, Inkubus Sukkubus). Возможно это дань традиции, привязка к классическому саунду 80-х (Sisters, March Violets), или отсутствие желания работать с живым драммером. Несмотря на все, многие по-прежнему продолжают гнуть линию классического готик-рока формата 80-х годов.

GOTHIC METAL Начало 90-х примечательно тем, что термин gothic активно стали использовать применительно к группам, исполняющих doom metal, что сыграло плохую шутку с существующей готик-сценой, став профанацией сформированного уже понятия GOTHIC (много doom-коллективов в течение 90-х действительно съехало с безмозглого «железа» до исполнения поп-готик-рока). Естественно, что подобная тенденция была крайне негативно воспринята goth субкультурой. Главное противоречие заключается в том, что даже у звучащих жестко gothic-проектов на первый план все-таки выходила общая gothic-эстетика и причастность ко всей субкультуре. У новоявленных gothic metal коллективов термин "gothic" трактовался не более чем рекламная коммерческая этикетка для своих альбомов. Частично новые металл-группы заимствовали элементы звучания классических проектов исполнявших gothic, окончательно сделав свой саунд слащавым и коммерческим. Как было отмечено выше, кроме внешнего антуража и взятогосебе названия, у этих исполнителей нет ничего общего с gothic сценой. Однако это же название, gothic-metal, получило направление готик сцены. Пионерами этого жанра стали англичане Creaming Jesus, которые стали звучать намного жестче своих готических предков. Хотя музыка многих metal gothic групп очень похожа на doom metal, между этими двумя стилями есть различия. Метал-готик успешно можно представить как утяжеленную версию готик-рока второй половины 80-х. Он не имеет таких сложных композиционных конструкций как doom metal, все проще и органичнее. В metal gothic почти отсутствует брутальный мужской вокал и «сахарный» женский бэкинг. Жесткие гитарные риффы по сути остались от готик рока, зазвучав тяжелее скорее из- за смены гитарнойобработки, нежели манеры игры. Они звучат размеренно, и не доминирующе. Здесь название gothic metal обычно дается за отличный от других гот-групп жесткий риффовый гитарный звук, тематика текстов, имидж остается типичным для представителей готик-сцены. Во второй половине 90-х среди многих кодпекгивов исполняющих готик-рок наметилась тенденция к смене своего саунда на более тяжелый. Это стало одним из ярких признаков готик-рока 90-х. В некоторых случаях грань между современным готик-роком и метал-готик едва ощутима.

DARK ELECTRO, DARK AMBIENT Наверное, самое open-minded направление, наиболее богатое эксперименталистами. Собственно говоря, это и не gothic вообще. Просто представители данного направления своей музыкой создают настолько мрачную и депрессивную атмосферу, что готы просто не могут пройти мимо. Правильнее будет сказать, что это музыка, которую в где-то в 77-85 годах называли industrial. Выделить какие-то наиболее характерные черты достаточно трудно - эксперименты практически во всех областях шумовой музыки. Or мягчайшего эмбиента с этно-мотивами до чуть ли не power noise. Проблемы исследования в работах музыкантов различные - от исследования человека (пределы восприятия, психика, сознание) до иных форм существования. Зачастую музыка носит медитативную или ритуальную окраску. Присутствие текстов совершенно не обязательно. То, что эти люди находятся в постоянном творческом поиске, приводит к путанице - к какой музыкальной стилистике их относить (то пытаются запихнуть в формат dark wave, то в industrial - взять хотя бы работы TMLHBC среднего периода). Основными представителями как-то принято считать коллективы с World Serpent, Cold Meat Industry, Cold Spring Records, Staalplaat, Machinery.

GOTHIC INDUSTRIAL / GOTHIC CROSSOVER Это один из ярко выраженных кроссовер стилей, появившихся в середине 90-х. Как правило, это группы, начинавшие свое творчество с активных экспериментов с электронным и шумовым саундом. В жанре доминирует электронное синтетическое и жесткое звучание, благодаря использованию различных шумовых сэмплов. Надо сказать, что сама по себе индустриальная сцена а середине 90-х также имела огромное количество подвидов. И неудивительно, что слияние этих сцен является наиболее перспективным. Для определения этого стиля была бы очень показательна плеяда групп с английского лэйбла Nightbreed Recordings. В частности, Advent Sleep, Seraphim Shock и конечно, Midnight Configuration. У последних четко выявлена ЕВМ-окраска (жесткий и четкий синтетический бит) и при этом имидж и эстетика готической субкультуры. Rosetta Stone, знаменитые своими экспериментами с саундом, в середине 90-х полностью сменили его на industrial. Это один из типичных примеров иллюстрирующих тенденцию по синтезу двух сцен - многие гот группы 90-х активно стали сменять свой саунд с классического gothic на индустриальный или же экспериментировать со слиянием этих двух направлений (Corpus Delicti, Children On Stun).

SYNTH GOTHIC / ELECTRO GOTHУ Корней этого стиля стояли пионеры гот-волны Alien Sex Fiend, осуществлявшие эксперименты с электронным звуком за много лет до появления индастриал (в его нынешнем понимании) и кибер гота. A.S.F. удалось уже в начале 80-х создать некий прототип synth-готики, чьи ранние произведения не утратили современного звучания, даже сейчас, спустя 15 лет. Звук синт-гота отличался от классического рока по нескольким параметрам. С одной стороны, это оставался готик-рок, сохранивший всю свою торжественность и энергетику, с другой, четко обозначен отход от традиционного готик-саунда. Не надо быть особенно искушенным, чтобы понять, что основным отличием этого жанра был синтетический звук электронных инструментов. Звук, в какой то степени, был легче классического гот-рока, но при этом за счет оставшегося гитарного саунда не утратившего жесткости. В 84 году лондонский лэйбл 4AD предложил почтеннейшей публике еще один образец синтетической готики, выпустив релиз Clan Of Xymox «Xymox», которые удачнейшим образом переплели живой готический саунд и синтез (какой то степени синт-гот того периода оказал большое влияние на будущий dark wave). Многие коллективы балансируют на грани synth goth и ethereal (скажем, Deep Red).

CYBER GOTHIC / DANCE ORIENTED GOTHICН А середину 90-х выпал, пожалуй, один из самых больших кризисов для готик сцены. Скептики пророчили полный тупик и недалекий конец как для музыки, якобы исчерпавшей все свои возможности, так и для субкультуры в целом, Для Англии этот период был наиболее тяжелым. Если на готической сцене Германии так называемый кризис отразился в виде временного затишья, то для Англии этот ступор оказался в результате положительным, дав новый виток развития для мировой готик культуры. Это выразилось в двух тенденциях - cyber goth и dance oriented gothic. И первое, и второе направление нельзя полностью называть музыкальными стилями. Первое направление стало неким течением в субкультуре, отразившееся в музыке, новых идеях и моде. Cyber gothic, как в свое время и вся готическая сцена, родился на базе панка, но в данном случае кибер-панка. На вооружение была взята мода, идеи антиглобалистов. Музыкально представители кибер-готики были представлены готик-кроссовером (см. выше), а также различными сочетаниями электронной и индустриальной сцен с готической. Кибер-готы плотно осели в клубах, в которых интенсивно стало развиваться новое направление - dance oriented gothic. В самом начале, когда эта тенденция только проявила себя, эту забаву называли готической дискотекой или dark rave. К примеру, новые представители synth-goth сделали свой саунд более электронным, некоторые из новых синтетик- групп и вовсе утратили живое звучание. Но это не значит, что они стали звучать попсовее. Ни одна из синт-готик групп не утратила своей мрачности, напротив -современные синт.и электро-готик проекты звучат жестче и быстрее своих предшественников. В их саунд добавлены элементы ЕВМ, многие используют искаженный дисторшновый вокал, мрачность и эстетику романтического звучания synth-pop, не редко исполнители используют элементы trance или break beat (как саму ритмическую структуру (бит), так и саунд, свойственный этим стилям). Сегодня это наиболее динамично развивающееся направление, в этой среде постоянно рождаются новые проекты и стили.

DARK WAVEЕ Если мы представим готик-сцену в виде дерева, то с середины 80-х у его ствола (практически от корня) стали появляться многочисленные ветви. Одним из самых размытых стилей, с точки зрения знатоков, является dark wave. Возможно, что неясность вокруг этого термина возникла из-за его частого использования. Так в категории dark wave, в различных источниках, можно увидеть представителей гот-метал сцены Dreadful Shadows, или последние альбомы Rosetta Stone, чью музыку вернее было бы определить как готик-индастриал, или, что бывает чаще, различные ЕВМ проекты. И, кстати, в западной музыкальной прессе именно синтез готики и индастриала (направлений наиболее интенсивно взаимопроникавших друг в друга в начале 90-х) типично обозначаются именно термином dark wave. Налицо то, что термин dark wave имеет крайне многозначный характер. Но абсолютно точно можно утверждать, что зарождение этого стиля началось именно в вышеупомянутый временной промежуток. Как правило, под d-wave чаще всего подразумевают проекты, имеющие в своем саунде элементы электроники. Если коснуться ритмического размера, а не инструментов, благодаря которым эта музыка рождается на свет божий, то очевидным будет явное сохранение всех размеров, чаще всего присутствующих в рок-музыке. Но опять же - это вам не классический рок-н-ролл, и не блюз! D-wave действительно появился на основе мрачно звучащего готик-рока, полностью унаследовав его настроение, однако здесь были мобилизованы все имеющиеся возможности электронных инструментов. В дальнейшем многие проекты окончательно эволюционировали к 100% электронному саунду (Diary Of Dreams). Особый оттенок этому стилю придает частое использование этнических элементов. Наличие этериапьных вокалов, во многих dark wave проектах, зачастую делает звучание dark wave практически неотличимым от ethereal. Нередко в разных источниках ряд коллективов одновременно называют и d-wave и ethereal-проектами (Love is Colder than Death). Так что весьма справедливо будет упомянуть о тогда еще молодом коллективе слэйбла 4AD - Dead Can Dance (1985) - стоявшего на заре жанра. В какой-то степени более жесткой, гитарной, формой этого направления (proto dark wave) можно считать работы Sisters Of Mercy периода 1986-87 годов. Истинный же расцвет этого жанра пришелся на начало 90-х и отождествляется с немцами Deine Lakaien.

ETHEREAL, DREAM POP Жанр готик-направления 90-х, представляющий из себя полностью синтезированную форму. Если о dark wave можно сказать, что он вырисовывался из готик-рока, то об ethereal этого явно не скажешь. Две основные составляющие этого стиля женские эфирные (за что эта музыка и получила этот лэйбл) голоса и электронная основа, настоянная на синтезе и сэмплах. Снова будет уместно вспомнить Dead Саn Dance, как людей, существенно опередивших свое время и определенно не ограничивающихсякакими-то стилевыми рамками. Именно вокал L.Gerard очень характерен для многих современных ethereal-проектов. Так что с середины 80-х (начиная со «Spleen And Ideal») прослеживается некое влияние D.C.D. на становление ethereal-волны. Наиболее известна своими экспериментальными работами на лэйбле World Serpent Danielle Dax с характерным атмосферным вокалом. Термин ethereal употребляется критиками также для описания женского вокала, который характерен для направления, названногоdream pop. Появление dream pop стиля можно также поставить в заслугу лейблу 4AD. Лонг-плэй их протеже Cocteau Twins 84 года «Treasure» отлично мог бы проиллюстрировать это звучание. Атмосферный, минорный звук, сохранивший роковые, но не жесткие очертания с большим использованием синтеза и сэмпл-эффектов. Исполнители и того и другого стиля по причине широкого использования электроники часто балансируют на грани между типичным dark wave и ethereal. Озадачивать себя строгой рамкофикацией этих стилей особенно не стоит.

GOTHIC FOLK, APOCALYPTIC FOLK Эта музыка представляет собой neo folk. Фольклор, созданный, или же воссозданный в современных аранжировках, с использованием современных инструментов - своеобразная реинкарнация старого европейского фолка. Однако, под неофолком часто подразумевают и музыку, сделанную под влиянием фольклора (The Merlons Of Nehemiah), имеющую роковую основу и оригинальную лирику. Стоит подметить, что сам термин gothic folk не совсем корректен. Как правило, исполнители dark folk не выступают на готик-фестивалях, не являются готами и отношение их к готик-сцене весьма условно. Тем не менее, в западной прессе нередко можно встретить термин gothicfolk в контексте подобных мероприятий. Лирика вышеупомянутых The Merlons Of Nehemiah или Sopor Aetemus вполне может быть названа готической. Сами музыканты выступают на концертах совместно готическими проектами, а внешность, к примеру Anne Varny (Sopor) может быть ярким примером андрогинных образов в готической сцене. Однако, эти коллективы скорее исключение из общей массы фолковых проектов. Добрую половину проектов с лэйбла World Serpent обычно именуют apocalyptic folk или dark folk. Обычно это музыка с акустическим саундом, с некоторыми вкраплениями индастриал сэмплов, имеющая меланхоличное или депрессивное настроение (Death In June; Sol Invictus; Current 93; Nurse With Wound). Нередко в число фолк-коллективов попадают и те группы, которые просто используют элементы народной музыки (The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud).

ETHNO GOTH, TRIBAL Отличие понятий этнос и фольклор более заслуживает внимания для дискуссий в работах по социологии, чем здесь. Абсолютно точно, что в музыке это близко стоящие понятия. Как правило, под «этно» подразумевают музыку с элементами восточного, азиатского, африканского фольклора или же стилизации современной музыки под вышеперечисленные категории. Первым и самым известным проектом использующим и экспериментирующим с этно-саундом стали Dead Can Dance. Tribal (племенной) - фактически синоним слова этно, однако эти музыкальные проекты имеют больший уклон в сторону электронного и порой танцевального саунда (Delirium).

MEDIEVAL Для неискушенного слушателя может показаться, что medieval очень близкая к неофолку музыка. Музыканты, исполняющие medieval, берут для своей работы или существующую музыку эпохи Средневековья, обновляя свой репертуар за счет фольклорных экспедиций, или же создают собственные произведения в подобном стиле и на основе средневековых европейских традиций. Неудивительно, что к медиевал часто относят музыкантов, не имеющих ничего общего с готической субкультурой - оркестры, исполняющие средневековую музыку. Однако есть и немалая часть проектов, которые не разделяют подобный взгляд на это направление, считая его составляющим гот-сцены.

NEO CLASSIC Данное направление имеет достаточно отдаленное отношение к gothic, разве что строгостью. Это коллективы, исполняющие музыку по классическим канонам. Причем инструменты могут быть как классическими (L'Orchestre Noir), так и современными (Elend). Характерно обилие струнных инструментов с вкраплениями современных (иногда электронных). Особенно на этом поприще преуспел Tony Wakeford (как в составе L'Orchestre Noir, так и сольно). Сюда же часто относят современные коллективы, играющие классическую музыку, иногда и в своей обработке (не имеется в виду Vanessa Мае).

MAINSTREAM GOTHIC Mainstream gothic — понятие парадокс, но, тем не менее, существующее как явление в этом нашем неописуемом мире. У наших западных коллег по несчастью еще используют понятие "selling out", но у большинства порядочных людей, как у нас, так и за рубежом используется еще один более человечный, понятный, и так необычайно точно и тонко передающий это неповторимое явление термин - SCUM! В начале 80-х готическая культура была по факту чуть ли не авангардом движения indie, (музыкантов предпочитающих делать музыку для себя и ценящей эту музыку аудитории, отвергающей различные уловки сделать из своего творчества рыночный продукт (это так, для тех кто уж совсем ничего не вкуривает)). Вышеупомянутый термин "selling out" употреблялся чаще всего по отношению к группам, стартовавшим из андеграунда, но, в дальнейшем, подписавшимся на работу с major-лэблами, и, как очевидный результат, ставшим попсой. К примеру, The Cult и The Cure. Этот исход отчасти закономерен, ибо мы живем в типичном обществе потребителей, в среде тел, мало озабоченных пищей духовной, но, тем не менее, желающих самовыразиться, то есть с большими амбициями на индивидуальность. Спрос рождает предложение - основной закон маркетинга. Соответственно такие властители молодежных дум, как канал MTV попросту создают подобные потребности, а следом запускают изначально коммерческие пустышки, НО (!) окрашенные в мрачные тона (возможно, что в данном случае наиболее подходит сравнение с тухлыми пасхальными яйцами). В результате мы имеем замечательное и почти повторенные образы западных поп-«готик» звезд подчистую скопированные нашими эстрадными гениями ( к примеру Киркоров вполне мог бы прокатить под Мэнсона, если бы конечно не пел. Не менее интересно в этом аспекте творчество Линды)., Финские "ультраготы" H.I.M., американские N.I.N. (которых музыкальные теле-таблоиды позиционируют тоже как готик), английские Placebo, конечно же Marylin Manson - все те, кто так или иначе пытаются вписать себя в готик культуру, используя мрачный и депрессивный имдиж. И, конечно, подавляющее большинство представителей метал-сцены, быстренько спрыгнувших со своего брутального саунда и заигравших что-то вроде Sisters. Реакцией на такие проявления стало движение в интерент Fuck the Mainstream, объединяющее сайты групп и творческих проектов, отстаювающих имидж гот сцены как культуры противостоящей коммерции и популяризации. Вот печальная история того, почему нам приходиться так часто видеть кретинов на ТВ и общаться с их многочисленными поклонниками в реальной жизни, что, поверьте, похуже любого ночного кошмара - о, эти лица обезображенные интеллектом! Такое разве забудешь?

RUSSIAN GOTHIC Русская goth-субкультура сейчас в начальной стадии своего развития. В крупных городах уже не стоит вопрос, где достать последние компакт диски с готической музыкой, но сами готы по-прежнему являются экзотикой. Тем не менее, определенные подвижки на отечественной готик сцене происходят, - как и во всем мире, готы существуют некими замкнутыми объединениями (community), такие группы сегодня есть во многих российских городах, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске. Русские коммьюнити медленно, но уверенно разрастаются, появляются новые, их представители проводят время, обмениваясь свежими компакт дисками и записями, обсуждают книги и последние фильмы, организовывают вечеринки и концерты, претворяют в жизнь свои творческие проекты. В Москве регулярно проходят тематические gothic-вечеринки, где любой гот может общаться с братьями по разуму. Московская community Russian Gothic Project провела серию удачных концертов зарубежных культовых готик-коллективов Ataraxia, Endraum, Diary Of Dreams, San-guis Et Cinis. Каждый Halloween московский коллектив проводит мини-фестиваль Edge Of the Night, на который съезжаются готы практически со всей страны. Аналогичные мероприятия проводит московская dark folk community Sol Ater. В 2002 году в Петербурге был проведен первый готический фестиваль Radio Inferno с участием российских готик-групп. Как ни странно, но, несмотря на большую активность на готик-сцене, в столице готические группы появились сравнительно недавно. Первые готик-проекты, добившиеся широкой известности на зарубежной dark-сцене, появились в провинции. Как бы то ни было, география готик проектов расширяется, появляется больше групп, а динамика, с которой они рождаются на свет, весьма интенсивна. Сегодня часть проектов, приведенных ниже, представляют основу отечественной готической сцены. Этот список далеко не полный и может быть продолжен, однако именно эти проекты по праву признаны первыми настрящими гот-группами России. MOON FAR AWAY - dark wave/ethno-goth (Архангельск); ROMOWE RIKOITO - dark folk (Калининград); STILLIFE - dark wave (Ростов-на-Дону); MISSIONARIES FROM THE OUTSIDE -gothic rock (Санкт-Петербург); CHILDREN OF THE GUN - gothic госк(Москва); CYCLOTIMIA - dark wave (Москва); VIDNA NEBO - dark wave Санкт Петербург); PARA BELLVM - gothic metal (Санкт Петербург). CULTUREИнформация о развитии направлений гот-музыки взята из журнала DARKWAVE © 2002